- СЛОВАЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА
СЛОВА́ЦКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература словаков, одна из национальных литератур Чехословакии (см. Чехословакии литература). Развивается на словацком языке.
Истоки письменности у словаков связаны с деятельностью славянских просветителей, создателей славянской азбуки братьев Кирилла и Мефодия (рубеж IXX вв.). После включения словацких земель в состав Венгерского королевства (XI в.) устанавливается вплоть до XV в. господство средневековой латыни. Проникновение антифеодальных, и национально-освободительных идей чешского гуситского движения (1‑я половина XV в.) и распространение Реформации (1‑я половина XVI в.) способствовали вытеснению латыни чешским письменным языком, вбиравшим черты словацкой народной речи. Борьба с турецким нашествием (XVI конец XVII вв.) вызвала к жизни жанр героико-эпической песни. Феодально-католическая реакция (XVIIXVIII вв.) сдерживала развитие светской литературы. Антифеодальный протест находил выражение в народном творчестве (сказки, баллады, песни о народном мстителе Яношике).
С 80‑х гг. XVIII в. начался процесс национального возрождения, стимулировавший демократизацию культуры, ее антифеодальную, просветительскую направленность. Католическое крыло словацких писателей переходит на словацкий литературный язык, на котором была создана преимущественно просветительская научно-дидактическая проза. Параллельно развивалась литература на чешском языке, главным образом в протестантских кругах, которые сотрудничали с представителями культуры Чехии. В 2030‑х гг. XIX в. с подъемом национального самосознания и обострением словацко-венгерских национальных противоречий важное значение приобретает идея славянского единства, что становится одной из предпосылок утверждения классицизма и развития эпических жанров (Я. Голлы и др.). В этом направлении эволюционирует поэзия Я. Коллара, который ввел жанр патриотической оды, патриотическо-дидактической поэмы («Дочь Славы»). В его творчестве отразилось столкновение тенденций просветительской и ренессансной культуры с ее вниманием к внутреннему миру человека, что дало толчок к появлению черт предромантизма.
В 4070‑х гг. XIX в. в С. л. господствовал т. н. штуровский романтизм по имени Л. Штура, создателя концепции национального искусства, инициатора окончательного оформления словацкого литературного языка на общенациональной основе. Для поэтов-романтиков С. Халупки, А. Сладковича, Я. Ботто характерны субъективно-лирическое самовыражение, революционно-патриотическая проблематика, обращение к темам истории, фольклорные мотивы, воспевание подвига, героической личности. В поэзии Я. Краля патриотическая тема сливается с идеей народной революции. Прозу представляют исторические романтические повести (Й. Гурбан, Я. Калинчак). Одновременно развивается литература, тяготеющая к т. н. просветительскому реализму (Й. Заборский).
Утверждение реализма начинается в 80‑х гг. XIX в. во всех жанрах. Важную роль в этом процессе сыграли крепнувшие связи с русской литературой. В творчестве П. Гвездослава поэзия освобождается от отвлеченно-романтической патетики, аллегоризма, не утрачивая гражданского звучания. В прозе, отмеченной чертами романтизма, ставились национально-освободительные и морально-этические проблемы (С. Ваянский). Жизни крестьянства посвящены рассказы и повести М. Кукучина. Утверждению реализма содействовало развитие литературной критики и литературоведения. С 90‑х гг. в творчестве писателей-реалистов Тимравы, Я. Есенского, Й. Тайовского и др. усиливается социально-аналитический подход к действительности. В начале XX в. сложный синтез реалистических, импрессионистских и символистских тенденций проявился в «словацкой модерне»; в творчестве одного из ее представителей И. Краско мотивы разочарования и грусти, обусловленные бесправием человека в буржуазном обществе, сочетались с призывом к национальной и социальной борьбе.
После образования Чехословацкой республики (1918) создались более благоприятные условия для развития С. л. Усилились ее контакты и взаимодействие с чешской литературой. Преемственность литературного развития стремились сохранить писатели, сформировавшиеся ранее в русле реализма и «словацкой модерны». Происходит бурный процесс идейно-эстетического и проблемно-тематического обновления С. л. Складывается группа литераторов, ориентирующихся на революционную чешскую и советскую литературы (поэты Я. Поничан и Л. Новомеский, прозаик П. Илемницкий, критик Э. Уркс). Обострение социальных противоречий и нарастание фашистской угрозы в 30‑х гг. привели к сплочению в широкий фронт прогрессивной интеллигенции. Обращение к острой социальной проблематике способствовало развитию жанра социально-психологического (М. Урбан, Й. Цигер Гронский) и социально-революционного романа, реалистической сатиры (поэзия и проза Есенского, драматургия И. Стодолы), усиливаются гражданские мотивы в лирике. В поэзии Новомеского звучат мотивы трагического предчувствия близящейся катастрофы и в то же время вера в человеческую солидарность. Важнейшим явлением социалистического реализма в прозе стали романы Илемницкого. В конце 30‑х гг. возникают неоромантические тенденции в прозе (т. н. лиризованная проза), сюрреалистическое течение в поэзии («надреализм»).
В период существования марионеточного Словацкого государства (1939 1945) С. л. испытывала давление клерикально-фашистской, националистической пропаганды. В этих условиях наряду с нелегальными антифашистскими произведениями бытовала как средство выражения народного сопротивления «зашифрованная» литература аналогий и аллегорий. Трагическими мотивами пронизана лирика военных лет.
Новый этап в развитии С. л. наступил после освобождения Чехословакии от фашизма (1945). Окончательная победа народов Чехословакии в феврале 1948 над силами реакции способствовала консолидации чешских и словацких писателей на социалистической платформе. Существенную роль в этом сыграл первый съезд чехословацких писателей (март 1949) и созданный на нем Союз чехословацких писателей. С установлением народно-демократического строя в стране, в ходе социалистического строительства С. л., преодолевая трудности роста, активно стремилась к глубокому отображению жизни. В послевоенное тридцатилетие тема антифашистской борьбы углубляется анализом пройденного пути, осмыслением качественных перемен в сознании народа романы В. Минача, Ф. Гечко, Р. Яшика. Завоевания социалистической поэзии связаны с именами Новомеского, А. Плавки, Я. Костры, П. Горова, В. Мигалика. С начала 60‑х гг. в литературу пришло новое поколение поэтов и прозаиков, творчество которых отмечено стремлением к открытию новых пластов действительности, к поискам новых художественных средств.
Кризисные тенденции в общественно-политической жизни Чехословакии конца 60‑х гг. оказали негативное влияние на развитие С. л., особенно на творчество молодых писателей. На 1‑м съезде Союза словацких писателей (1972), полностью поддержавшего линию КПЧ, была принята программа сплочения всех литературных сил на базе социалистического реализма. 70‑е гг., после восстановления преемственности с лучшими традициями предшествующего периода, ознаменовались новыми творческими достижениями в прозе (В. Шикула), в поэзии (М. Валек) в драматургии (Я. Солович, О. Заградник).
Литературная периодика: «Slovenské pohl'ady» (с 1881), «Romboid» (с 1966); литературоведческий журнал: «Slovenská literatúra» (с 1954).
Издания:
Словац. поэзия XIXXX вв., [М., 1964];
Словац. повести и рассказы, М., 1975;
Словац. народные разбойничьи песни и баллады, М., 1976;
Двадцать семь визитных карточек. Современные словац. рассказы, М., 1979.Литература:
История словац. литературы, М., 1970;
Богданов Ю. В., Новые координаты словац. прозы, в кн.: Новые явления в литературе европ. социалистич. стран, М., 1976;
Dejiny slovenskej literatúry, t. 14, Brat., 1958 1976.
См. также при ст. Чехословакии литература.И. А. Богданова, Ю. В. Богданов.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.